СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА №8/2014

ПРИБОРЫ И СИСТЕМЫ 51 WWW.SOEL.RU СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА ◆ № 8 2014 га и тахографического контроля была выполнена под лозунгом: «Навигация решает всё (в том числе и тахографиче- ские задачи)!» Тахографическая состав- ляющая была подвергнута серьёз- ной ревизии: тахографический сиг- нал был отодвинут на «второй» план, система приобрела гибридный вид. Как следствие, гибридная тахографи- ческая составляющая системы поте- ряла одно из основных свои досто- инств – потеряла информационную защищённость. Как результат, она не в состоянии обеспечить достижение своей главной цели в полном объёме. Как следствие, применение импульс- ного датчика движения, регламенти- руемое Приказом, не может обеспе- чить замкнутости, локальности (в рам- ках каждого транспортного средства) тахографической составляющей рос- сийской навигационно-тахографиче- ской системы, в которой должна про- изводиться взаимная аутентификация всех её компонентов и обеспечивать- ся достоверность и некорректируе- мость прямого определения скорост- ных режимов автомобиля. Почему рос- сийская тахография «пошла по своему пути» и можно ли ещё «вернуть» уже разворачиваемую в государственных масштабах систему на правильный путь (достаточно лишь «доукомплек- товать» её цифровым датчиком движе- ния), это вопросы, ответы на которые выходят за рамки настоящей статьи. Представленные в статье рассуждения преследовали одну цель – постанов- ку этих вопросов. Поиск правильных ответов – предмет технических сове- щаний и решений отраслевых органи- заций и ведомств. Л ИТЕРАТУРА 1. Виды контрольно-измерительных при- боров. www.fazaa.ru/kipia/klassifikaciya- kontrolno-izmeritelnyx-priborov.html. 2. Европейское соглашение, касающе- еся работы экипажей транспортных средств, производящих международ- ные автомобильные перевозки (ЕСТР). www.rosavtotransport.ru/netcat_files/66/ 37/ 2_1b_ectr_1_.pdf. 3. Сысоева С . Датчик скорости автомо- биля. Анализ конструкций и перспекти- вы развития. Компоненты и технологии. № 7. 2004. 4. Сысоева С. Датчик скорости автомоби- ля. Анализ конструкций и перспективы Комментарий специалиста Вопрос, поднятый в статье, достаточно важен, однако, на мой взгляд, автор допускает некоторые серьёзные методологические ошибки. Во-первых, выдвижение на первый план именно тахографической информации представляется ошибочным, так как при этом серьёзно искажается смысл создания отечественной тахографической системы. В отсутствие надёжной привязки данных о скоростном режиме к навигационным параметрам (которая требуется в приказе Минтранса) полезной информации крайне мало и она просто не соответствует возможностям системы в целом. Например, становится невозможной или крайне затруднённой фиксация нарушений ПДД, расписания движения, отклонений от маршрута следования и т.д. То есть решение именно тех задач, для которых и вводится в состав системы навигационная компонента. В результате возможности вычислительной части и памяти системы используются крайне неэффективно. Следует понимать, что при полном развёртывании отечественной навигационной системы «провалы» в качестве навигационного поля (в том числе и специально создаваемые) не могут быть достаточно длительными или большими по площади, вследствие чего неточно определяемые в этом случае параметры движения вполне могут быть скорректированы постфактум. Кроме того, для выяснения качества навигационного сигнала вовсе нет нужды в использовании стороннего датчика – они вычисляются исходя из характеристик принятого спутникового сигнала. В то же время собственно параметры движения (скорость и направление) вполне могут быть получены и помимо тахометрического датчика – за счёт использования автономных интегральных датчиков ускорения и магнитных полей. Следовательно, при условии верифицируемости только навигационного сигнала и защищённости доступа к вычислительно-запоминающему бортовому устройству вполне реализуема и задача обеспечения полноты и нефальсифицируемости всей запомненной информации, в том числе и собственно тахографической. Фальсификация же показаний тахометрического датчика движения при этом теряет смысл, как и требование использования защищённого интеллектуального датчика движения. Эрмин Машурян Рис. 9. Роль датчика движения – коррекция сигнала ГНСС развития. Компоненты и технологии. № 8. 2004 г. 5. Сысоева С. Рекомендации производителям автомобильных цифровых датчиков ско- рости и положения. Компоненты и техно- логии. № 9. 2006. 6. Журнал «Зарулём». www.zr.ru/content/artic- les/ 556934-izuchajem_abs_poslednij_shans/. 7. Приказ Министерства транспорта Рос- сийской Федерации (Минтранс Рос- сии) от 17 декабря 2013 г. № 470. Москва «О внесении изменений в приказ Мини- стерства транспорта Российской Федера- ции от 13 февраля 2013 г. № 36». Россий- ская газета. http://www.rg.ru/2014/02/28/ mintrans-dok.html. © СТА-ПРЕСС

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy