СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА №8/2014

ПРИБОРЫ И СИСТЕМЫ 50 WWW.SOEL.RU СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА ◆ № 8 2014 Переведём данные таблицы в графи- ческую форму (см. рис. 8). Из приведённого линейного пред- ставления следует, что в интервале значений фактора ухудшения точ- ности от 3 до >50 существуют диа- пазоны (от 6 до 50), в которых точ- ность определения координат объекта будет недостаточной для достоверно- го определения его местоположения. В этих диапазонах определять ско- рость движущегося объекта по изме- нению его координат относительно спутников нельзя, так как погреш- ность определения скорости будет больше 0,5 км/ч. В условиях объективной нестабиль- ности навигационного поля ГНСС (зависит от рельефа местности, вре- мени суток, изменяющегося при дви- жении местоположения движущегося транспортного средства, метеороло- гических условий и других факто- ров) и возможного внешнего умыш- ленного воздействия Приложени- ем № 1 Приказа Минтранса России № 36, подпунктом 5 пункта 9 разде- ла II «Функции тахографа и требо- вания к его конструкции» определе- но, что: «Тахограф в рабочем режи- ме при наличии данных, получаемых от ГНСС, осуществляет на их основе автоматическое уточнение коэффи- циентов соответствия между скоро- стью транспортного средства, прой- денным им путём и количеством (частотой) импульсов, подаваемых датчиком движения». Данное положение Приказа наглядно демонстрируется рисунком 9. Как следует из этого рисунка, сигнал антенны ГНСС (GPS/ГЛОНАСС), следо- вательно, и определяемая скорость дви- жущегося объекта, являются функцией качества навигационной обстановки. В то время как данные, поступающие от датчика движения, никак не зави- сят от навигационного поля. Именно на основе сигнала, вырабатываемого датчиком движения, осуществляется вычисление корректирующих коэффи- циентов для сигнала антенны. Откор- ректированные и регистрируемые в бортовом устройстве данные, таким образом, могут считаться независимы- ми от характеристик навигационного поля ГНСС. Разбор данного положения Прика- за полностью реабилитирует базовую значимость датчика движения даже в тех случаях, когда бортовое устрой- ство принимает и обрабатывает два сигнала (от антенны и от датчика). Опорным, обеспечивающим корректи- ровку изменяющегося навигационного сигнала, является сигнал, вырабатыва- емый датчиком движения. Более того, даже в условиях «идеального» и «отлич- ного» навигационного поля, можно утверждать, что бортовое устройство определяет значение скорости дви- жущегося транспортного средства по сигналу датчика движения, поскольку сама возможность обработки навига- ционного сигнала «задаётся» коэффи- циентом соответствия, который равен единице. З АКЛЮЧЕНИЕ О целях «Статусность» места и «значимость» роли датчика движения с некоторыми усилиями выявлена и в тахографиче- ской составляющей российской систе- мы навигационно-тахографического контроля. Несколько слов о достига- емых и недостигаемых целях. Основ- ным назначением тахографической системы является регистрация ско- ростных режимов транспортного средства, и, как следствие, контроль за соблюдением водителями режимов труда и отдыха, и, наконец, снижение безопасности на российских доро- гах. Очевидно, что любое техническое совершенствование или дополнение тахографической системы не должно приводить к тому, что достижение этой основной, сохраняющей жизни людей, цели либо будет затруднено, либо она будет достигаться не в полном объе- ме. Не должна подвергаться ревизии тахографическая составляющая и при интеграции тахографии с навигацион- ным мониторингом за передвижением автомобильного транспорта и с систе- мой ЭРА-ГЛОНАСС. Режим «неприкос- новенности» должен быть соблюдён хотя бы по той простой причине, что все перечисленные системы – абсо- лютно разные по своим назначени- ям (целям). Например, цели тахогра- фии и системы ЭРА-ГЛОНАСС настоль- ко разные, что их можно даже назвать взаимоисключающими. Тахография нацелена на снижение аварийности на дорогах, ЭРА-ГЛОНАСС – на опе- ративную регистрацию ДТП и ока- зание помощи. Можно представить, что в пределе, когда тахография сни- зит аварийность до нуля, надобность в системе ЭРА-ГЛОНАСС может отпасть (чего, к сожалению, по-видимому, никогда не случится). Однако реали- зуемая в российской системе инте- грация навигационного мониторин- Рис. 8. Линейная шкала изменения фактора ухудшения точности © СТА-ПРЕСС

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy