Современная электроника №1/2022

РЫНОК 9 WWW.SOEL.RU СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА ◆ № 1 2022 Рис. 2. Большинство заводов по производству ПЭК было сосредоточено в 2020 году в странах Азиатского региона [5] прекратить производство этой про- дукции [7]. После отмены жёстких локдаунов летом 2020 года люди, отложившие ранее запланированные покупки и опасающиеся заразиться в городском транспорте вирусом COVID-19, нача- ли массово приобретать автомобили. Немаловажную роль сыграли деньги, сэкономленные на отдыхе и развлече- ниях в период вынужденного домаш- него заточения. Таким образом, в кон- це 2020 г. спрос на автомобили не только вернулся к своему докризис- ному уровню, но даже заметно превы- сил его. Как следствие, возник острый дефицит специализированных автомо- бильных ПЭК, производство которых было сокращено весной 2020 г. Одновременно в середине 2020 года, благодаря удалённому обучению школьников и студентов, а также работе в домашних офисах, начали расти про- дажи компьютеров и другого офисного оборудования. Кроме того, возник бес- прецедентный спрос на игровые консо- ли [8]. Поэтому потребление ПЭК это- го класса превысило объёмы, которые на тот момент могли предложить про- изводители [9]. В середине 2020 года доминировало мнение, что ведущие производители и дистрибьюторы ПЭК обладают доста- точными финансовыми средствами для того, чтобы быстро создать необ- ходимое буферное количество запасов на своих складах и обеспечить гибкую логистику [10, 11]. Однако ситуация не только не улучшилась в конце 2020, но и заметно ухудшилась в 2021 году. В ответ на нарастающий дефицит большинство крупных производите- лей электронного оборудования нача- ли формировать сверхнормативные складские запасы и размещать много- кратно увеличенные заказы, что, в свою очередь, только усугубило ситуацию. Уже в I квартале 2021 г. явно обо- значился дефицит комплектующих, предназначенных для таких прило- жений бытовой электроники, как IoT, компьютерная техника, офисное обо- рудование, игровые консоли и т.д. Например, сократился выбор дешёвых ноутбуков, а игровые приставки и вовсе стало трудно найти в магазинах боль- шинства стран мира. В конце 2020 года спрос на бытовое электронное обору- дование увеличился в среднем по все- му миру примерно на 8% [12]. В течение всего 2021 года в разряде дефицитных оставались микросхемы управления питанием, микросхемы памяти, логические ПЛИС, контролле- ры ЖКД, дискретные силовые транзи- сторы, управляющие микроконтролле- ры, чипы беспроводной связи и другие. Проблемы с поставками возникли и в самом начале производственной цепоч- ки, где в дефиците оказались 200 мм кремниевые пластины, используемые для дешёвых стандартных микросхем. Cреднее время ожидания для поста- вок чипов на фабрики выросло пример- но с 12 недель до пандемии до 22 недель в среднем в октябре 2021 [13]. Продукция таких фирм, как Infineon Technologies AG, Microchip Technology Inc и других, всё ещё оставалась труднодо- ступной. Осенью2021 увеличилось чис- лофирм, которые предупредилио более длительном, чем ожидалось, дефиците их продукции. Вчисле этихфирмможно назвать такие хорошоизвестные из них, как Continental AG, InnoluxCorp, Renesas Electronics Corp, Samsung и другие [14]. По некоторымпозициямприводятся совершенно обескураживающие дан- ные. Так, например, CIQ сообщила, что время поставки стандартных логических устройств увеличилось в среднемна 75%. Согласно Supplyframe, сроки изготовле- ния диодов Vishay, полевых транзисто- ров Infineon MOSFET, полимерно-тан- таловых конденсаторов Kemet могут растянуться до 6–10 месяцев [15]. В конце ноября 2021 года Cisco преду- предила покупателей и инвесторов, что проблемы с цепочкой поставок сохра- нятся в 2022 году, и сроки изготовления конечного оборудования, заказанного в 2021 году, могут составлять несколь- ко месяцев [16]. Финансовый директор фирмы Juniper на ежегодной встрече с инвесторами сказал, что возросшие сроки поставки некоторых типов ПЭК вызовут задерж- ку отгрузки готовой продукциифирмы в некоторых случаях на 50 недель, а в других могут превысить 80 недель [17]. В2021 году заметно ухудшилась ситу- ация сморскимиконтейнернымипере- возками. На рейдах портов всего мира, по даннымнаначалооктября 2021 года, в ожиданииразгрузкипростаивалоболь- ше 350 контейнеровозов, на борту кото- рых скопилось в общей сумме около двух миллионов 20-футовых контейнеров [18]. Стоимость перевозки грузов морски- ми контейнерами заметно увеличилась в 2021 году. Общий рост стоимости таких перевозок за последние 12 месяцев пре- высил 500% [19]. По данным аналитиче- ской компании Xeneta, стоимость кон- тейнерных перевозок через Тихий океан в октябре 2021 года колебалась от 5500 до 20 000 долларов [20]. В связи с Рождеством ситуация в конце 2021 г. с морскими контейнернымипере- возками ухудшилась настолько, что её, по всей видимости, не удастся нормализо- вать в течение всего 2022 года [21, 22, 23]. Пандемия, логистика, локальные форс-мажорные обстоятельства, ошиб- ки планирования и общая паника вызвали дефицит не только электрон- ных компонентов, но также сырья и материалов. Согласно оценкам [24], в IV квартале 2021 г. выросли цены на следующие материалы: ● медная фольга: 30–50%; ● стекловолокно: 24–40%; ● эпоксидная смола: 25–30%; ● листовой металл: 10–20%; ● картон для упаковки: 15–30%. Вслед за сроками поставок, транс- портными расходами, ценами на сырье синхронно увеличивались ценына ПЭК. США Европа Япония Тайвань Китай Прочие 1990 100 80 60 40 20 0 2000 2010 2020* 2030* Южная Корея

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy