Современная электроника №1/2022
РЫНОК 8 WWW.SOEL.RU СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА ◆ № 1 2022 Ведущие производители полупроводниковых электронных компонентов и дефицит их продукции. Часть 1. Контрактные производители Рис. 1. Весной 2020 года грузовые контейнеры постепенно скапливались в портах Европы и Америки [2] Пандемия COVID-19 вызвала катастрофические проблемы с грузовыми перевозками во всём мире. В начале 2020 года импорт упал на 5,8%, а экспорт фактически вырос на 1,3%. Морские грузовые контейнеры постепенно скапливались в портах Европы и Америки, поскольку в них просто нечего было везти обратно в Азию. Цены на новые контейнеры и фрахт поднялись в несколько раз. Вслед за этим поползли вверх цены на материалы и оборудование. В конце 2019 года резко упал спрос на новые автомобили, но вырос спрос на компьютеры и офисную технику. Производители полупроводниковых электронных компонентов (ПЭК) из-за отсутствия спроса и многочисленных возвратов сократили выпуск комплектующих для автомобильной электроники, переключившись на другие направления. В середине 2020 года спрос на автомобили возобновился, но одновременно образовался дефицит на электронные компоненты, необходимые для их оснащения. С одной стороны, это было связано с тем, что примерно 90% сложных ПЭК производится в Азии, а проблема с морскими грузовыми перевозками только усилилась в 2020 году. С другой стороны, сказалась переориентация производства ПЭК на компьютеры и смартфоны. Постепенно нарастающая паника привела к дефициту комплектующих для всех отраслей электронной промышленности. По мнению экспертов, последствия мирового логистического кризиса и дефицита ПЭК будут ощущаться и в течение 2022 года. Виктор Алексеев (victor.alexeev@gmail.com ) Мировой кризис поставок полупроводниковых электронных компонентов в 2019–2020 гг. Пандемия COVID-19, закрытие границ и локдаун в большинстве стран, падение акций крупнейших мировых корпора- ций до минимума 1987 года, рухнувшие цены на нефть, санкции США против китайских производителей полупро- водниковых электронных компонен- тов (ПЭК), запрет Японии на поставки ПЭК в Южную Корею – вот основные характеристики состояния мировой экономики весной 2020 года. Практи- чески все страныприняли специальные меры эпидемиологической безопасно- сти при контроле грузов на сухопутных, морских и авиационных таможенных постах, что вызвало беспрецедентные задержки доставки грузов. В марте 2020 года нехватка рабочей силы привела к длительным задерж- кам и очередям на самых загруженных морских терминалах мира [1]. В пери- од с марта по май 2020 года импорт из стран азиатского региона упал пример- но на 6%, тогда как экспорт фактиче- ски вырос более чем на 2%. В результате контейнеры постепенно скапливались в портах Европы и Америки, поскольку в них просто нечего было везти обрат- но в Азию (рис. 1). Весной 2020 года из каждых 100 кон- тейнеров, доставленных в порты Север- ной Америки, обратно отправляются только 40. Как следствие, в Китае, Син- гапуре, на Тайване и в других азиатских странах начали и продолжили расти в 2020–2021 гг. цены на морские грузо- вые контейнеры и их транспортировку. Если пригодные для перевозки контей- неры можно было купить за 800…1200 долларов до 2020 года, в 2021 году они стоили уже от 2200 до 2800 долларов. Аналогично увеличились в среднем на 50% цены на аренду контейнеров [3]. Стали возникать сбои в деятельности сборочных предприятий, работающих без складских запасов в режиме поста- вок комплектующих на конвейер точно по времени. Все этифакторыпривели к проблемам в мировой индустрии про- изводства полупроводниковых элек- тронных компонентов (ПЭК). Основные трудности возникли в Китае и других азиатских странах, где власти использо- вали крайне жёсткие ограничительные меры. Полностью было закрыто доста- точно большое число заводов ифабрик. Летом 2020 г. отчётливо обозначилась проблема несбалансированности рас- пределения по всему миру предприя- тий, производящих ПЭК. В конце 90-х на долю США приходилось примерно 37%мирового производства полупрово- дников. В III квартале 2021 г. в Северной Америке было произведено чуть боль- ше 20% от мирового объёма полупро- водниковых компонентов, а в Европе и Японии – примерно по 7% [4]. При этом более 65% производственных мощно- стей переместилось в страны Азиатско- Тихоокеанского региона (рис. 2). Весной и летом 2020 года в пери- од локдауна по всему миру продажи автомобилей резко упали, и ведущие автопроизводители стали отме- нять свои заказы на специализиро- ванные автомобильные ПЭК [6]. Как следствие, фирмы, изготавливающие подобного рода чипы, были вынужде- ны существенно сократить или даже
RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy