СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА №2/2013

Р АДИООБОРУДОВАНИЕ ЛЕГЕНДАРНОГО САМОЛЁТА АНТ 25 Если спросить нашего современ ника о том, что ему известно о собы тиях 1937 г. в СССР, конечно же, он прежде всего ответит, что это был год жестоких репрессий сталинского режима. И будет по своему прав. Да, именно так и было. В этот год были репрессированы многие учёные и военачальники, которые были реа билитированы только после смерти Сталина. Эта страшная историческая правда о нашей стране, и о ней нель зя забывать. Но это только одна сто рона нашей истории. А ведь была и другая история, поистине героичес кая, которая вошла в историческую летопись важнейших мировых со бытий. Почему же эту сторону на шей истории мы замалчиваем и за бываем? Летом 1937 г. на самолете АНТ 25 экипаж под командованием В.П. Чка лова совершил беспосадочный пере лёт Москва – США протяжённостью более 9000 км, а через месяц на другом экземпляре этого самолета экипаж М.М. Громова почти по такому же СОБЫТИЯ 76 WWW.SOEL.RU СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА ◆ № 2 2013 маршруту совершил перелёт про тяженностью более 11 000 км. Эти перелёты принесли мировую славу и самолету, и советскому самолетостро ению. А начиналось всё 80 лет назад в 1932 г., когда в конструкторском бю ро А.Н. Туполева назначили П.О. Су хого руководителем бригады по про ектированию и постройке самолёта АНТ 25 (РД) – цельнометаллическо го моноплана с крылом большого размаха и одним двигателем М 34 (главный конструктор А.А. Микулин). Это была машина легенда. Именно на ней были установлены рекорды дальности полёта. О том, как это было, лучше прочитать в воспоми наниях участника героических пе релетов Г.Ф. Байдукова, Героя Совет ского Союза, генерал полковника авиации [1]. Читая этот волнующий рассказ, я старался уделить особое внимание вопросу, каким радиооборудованием был оснащён самолёт АНТ 25 и какую роль оно сыграло в успешном выпол нении рекордного перелёта в Америку продолжительностью более 60 ч. На борту АНТ 25 было установлено наи более совершенное по тому времени пилотажное и навигационное обо рудование: авиагоризонт, гиромаг нитный компас, гиро и радиопо лукомпас, авиационный секстант и солнечный указатель курса. Бортовая радиостанция с фиксированными длинами радиоволн обеспечивала дальность передачи сообщений с са молёта до 5000 км и позволяла пелен говать самолёт с земли на удалении до 2000 км. Постараемся разобраться в том, какой марки были на самолете АНТ 25 радиостанция и радиополу компас. Р АДИОСТАНЦИЯ РРД И РАДИОПОЛУКОМПАС РПК 1 О том, что радиополукомпас вхо дил в состав радиооборудования, пи сал не только Г.Ф. Байдуков, но и дру гой участник легендарного перелё та в Америку – Беляков Александр Васильевич, в своей книге «Валерий Чкалов»: «На самолёте была установ лена и новинка того времени – ра диополукомпас (РПК). С его по мощью можно было лететь в направ лении наземной радиостанции, не видя земли и небесных светил» [2]. Можно предположить, что это был первый отечественный радионави гационный прибор – радиополуком пас РПК 1. Кстати, рамка радиополу комплекса видна на верху самолета АНТ 25 (рис. 1). О том, что РПК 1 к 1937 г. выпускался отечественной радиопромышленностью, говорит тот факт, что в СССР в середине 30 го дов после установки радиополуком паса РПК 1 на пассажирских само лётах ПС 9 (АНТ 9), ПС 35 (АНТ 35) и приводных радиостанций ПАР на аэродромах появилась возможность выполнять заход на посадку по при борам. Однако найти описание РПК 1 оказалось сложной задачей. А вот бо лее поздняя модель РПК 2 «Чайка» (первая партия была выпущена в 1939 г.) достаточно хорошо известна. Вот как описывает Беляков А.В. ра диоаппаратуру АНТ 25 в своих вос поминаниях: «Стараюсь не забыть мелочи: резинки, карандаши, транс Рис. 1 АНТ 25 в Америке Бортовая радиоэлектроника 75 лет назад Владимир Бартенев (Москва) В год столетия военно воздушных сил России было бы уместно вспомнить об одной юбилейной дате, имеющей непосредственное отношение к авиации. Это 75 летие легендарного перелёта Валерия Чкалова и Михаила Громова через Северный полюс в Америку. В данной статье предпринята попытка рассмотреть это событие с исторической точки зрения, проанализировав состояние отечественной радиоэлектроники того времени.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy