Современная электроника №1/2021

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 68 WWW.SOEL.RU СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА ◆ № 1 2021 (ВНИИРЭ) МСП, ВНИИ, НПО «Альтаир», А-1586, ГосНПО «Альтаир», ФГУП «НТК «Альтаир», ОАО «Морской НИИ радио- электроники (МНИИРЭ). Строительствокомплекса зданийбыло начатов1934 году. Коллективинститута формировалсяиз сотрудниковОстехбю- ро, Центральнойлабораториипроводной связи (ЦЛПС) иВсесоюзногоэнергетиче- скогоинститута (ВЭИ). Первоначальнов составеинститутабылотрисектора: элек- трическихпроцессов (разработкарадио- аппаратурыдлярадиолинийуправления объектами); электроакустики; телемеха- ники (разработкаисполнительныхмеха- низмов для телеуправляемыхобъектов). В Москве построены три больших кор- пуса и вспомогательные постройки. Приказом № 020 от 3.02.1937 предпи- сано к 1.01.1938 закончить строитель- ство института. По приказу НКМ/НКОП № 311сс/425сс от 3/14.11.1938 – сдать лабораторный корпус к 1.12.1938. В 1939 году Ленинградский филиал НИИ-10 был объединён с Ленинград- ским филиалом НИИ-20 в Институт морской телемеханики и автоматики (НИИ-49; ныне АО «Концерн «Гранит- Электрон»). Во то время как директором НИИ-10 был А. Ф. Шорин, по темати- ке телемеханики на этом предприятии проводились следующие работы: раз- работка радиолиний управления для танков и торпедных катеров на деци- метровых (тема «Альфа») и средних волнах (тема «Штурвал»), а также соз- дание радиолиний управления фугас- ными зарядами («Малютка», см. рис. 1) и систем наведения торпедного катера по ИК-лучам (тема «Луна»). Звуковое кино Шорина В 1941 году были названы лауреаты Сталинской премии за выдающиеся изобретения. В Постановлении Совета народных комиссаров СССР от 14 мар- та 1941 года «О присуждении Сталин- ских премий за выдающиеся изобрете- ния» премия первой степени с суммой вознаграждения 100 000 рублей была присуждена Александру Фёдоровичу. Премию вручили за создание аппара- туры для записи и воспроизведения зву- ков на плёнке. Это была не только боль- шая награда, но и признание огромного вклада учёного в создание звукового кино и развитие советской кинемато- графии и киноиндустрии. ВспоминаетсявысказываниеВ.И.Ленина отом, что «Важнейшимиз всехискусствдля насявляетсякино», котороедляпартийного руководства тогда было директивой. Первый звукозаписывающий аппа- рат, изобретённый Эдисоном фоно- граф, появился ещё в 1877 году, однако вплоть до начала 20-го века запись зву- ка осуществлялась механическим спо- собом. Основной недостаток механиче- ского способа состоял в том, что уровень звука, поступающего на диафрагму зву- козаписывающей мембраны, был низ- ким. Частично этот недостаток удава- лось уменьшить, применяя рупоры, концентрирующие звуковые колебания, что усиливало звуковое давление при звукозаписи. И лишь появление лампо- вых усилителей и микрофонов в нача- ле прошлого века позволило перейти от механической к электрической записи звука: в последнем случае акустические колебания с помощьюмикрофона пре- образуются в электрические колебания, усиливаются ламповыми усилителями и подаются на рекордеры. Для кино записанную рекордером информацию надо было синхрони- зировать с изображением. В 1926 году в первой массовой системе звукового кино «Витафон» (Vitaphone), использо- вавшейся компанией Warner Brothers, синхронизация обеспечивалась благо- даря общему приводу, объединившему кинопроектор и граммофонный прои- грыватель. Главный недостаток систе- мы был в том, что требовалось немало усилий, чтобы обеспечить синхрон- ность картинки и звука. Такие фильмы приобрели название «говорящих», но, строго говоря, они не были звуковыми. Звуковыми стали системы Теодора Кейса «Мувитон» (Movietone) с опти- ческой записью звука на киноплёнке и «Фотофон» (Pallophotophone) Чарль- за Хокси, который к 1932 году в General Electric создал наиболее совершенную по тем временам систему, использовав- шую звуковую дорожку переменной ширины. В 1927 году на экраны США вышел первый полнометражный зву- ковой фильм «Певец джаза». Его выпу- стила компания Warner Bros. Однако фильм был снят по несовершенной технологии «Витафона»: звук записы- вался на отдельную пластинку. Вернёмся в СССР. В 1926 году А. Ф. Шорин начал работы в обла- сти звукового кино. Уже в 1929 году 22 марта состоялся публичный про- смотр фильмов, озвученных по системе Шорина. 5 октября 1929 года в Ленин- граде открылся первый в СССР звуковой кинотеатр. Следует заметить, что созда- ние отечественной системы звукового кино началось почти одновременно в Ленинграде АлександромФёдоровичем Шориным и в Москве Павлом Григорье- вичем Тагером (см. рис. 2). 1 июня 1931 года в московском кино- театре «Колосс» (Большой зал Москов- ской консерватории) прошла премьера первого советского звукового полноме- тражного игрового фильма «Путёвка в жизнь». Фонограмма фильма была запи- сана по системе П. Г. Тагера. Имелось отличие в способах записифонограмм на плёнку и воспроизведения записан- ных фонограмм. Оптическая фонограм- маШорина имела переменнуюширину дорожки записи, а фонограмма Тагера – переменную оптическую плотность. В основополагающем патентеШорина [5], который в последующих его патен- тах многократно совершенствовался, приведён рисунок, поясняющий спо- Рис. 1. Блок управления радиофугасом «Малютка» Рис. 2. Система воспроизведения звука с киноплёнки П. Г. Тагера

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy