Современная электроника №1/2021

РЫНОК 12 WWW.SOEL.RU СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА ◆ № 1 2021 могут ухудшаться со временем. Самым худшим результатом является внезап- ный катастрофический отказ контра- фактного или некондиционного изде- лия, установленного в оборудовании. В ответственном применении, подобном системе наведения или плате управле- ния несущим винтом вертолёта, резуль- таты будут ужасными. Ранее в России среди оптовых фирм была распространена продажа на рын- ке по низкой цене неликвидов из пар- тий продукции, выпущенных много лет назад. Продукция бралась со скла- дов полуживых предприятий, где усло- вия хранения (температура и влаж- ность) были такими же, как на улице. Никакой периодической перепровер- ки и выборочных испытаний не прово- дилось. Старые микросхемы перемар- кировывались на более поздние даты выпуска, подделывалась и сопроводи- тельная документация. Подобная дея- тельность негативно влияет на престиж предприятия, так как потребитель не всегда может разобраться, что за изде- лие у него оказалось и, будучи введён- ным в заблуждение, использует эти ком- поненты в ответственной продукции. Как обезопасить производство Так как методы выявления небезоши- бочны, к тому времени, когда компо- нент попадёт к пользователю, зачастую бывает слишком поздно для распозна- вания контрафакта. И даже если кон- трафакт выявлен, это спасает не всегда, так как точка «входа на производство» для контрафактной детали может нахо- диться в стороне от цепочки поставок. Одно время компоненты военной кате- гории качества специально производи- лись непосредственно для вооружён- ных сил. Вследствие ценового давления и последующего привлечения соиспол- нителей производства электронных компонентов в других странах, мно- гие стандарты были смягчены. Несмо- тря на некоторые усилия по саморе- гулированию, объём контрафактных деталей возрос, и американские зако- нодатели обратили внимание на эту проблему. Законодательные инициативы В ноябре 2011 года на слушаниях в комитете Сената США по делам воо- ружённых сил и «серого» рынка дета- лей (которые распространяются через неавторизованные каналы) для аме- риканских систем вооружения было заявлено, что «китайское правитель- ство может остановить производство и продажу контрафакта». Слушания обрисовали в общих чертах специфи- ческую технологию проникновения подделок в цепочки снабжения воен- ного назначения, которая приводит к дополнительным расходам и угрожа- ет безопасности. Например, вертолёт SH-60B ВМС США, который обеспечивает наблю- дение и поддержку наведения на цель, был оборудован контрафактными дета- лями, полученными из корпорации Raytheon через субподрядчика про- изводителя оборудования в Техасе. Детали, проследовавшие через допол- нительные четыре штата и три стра- ны, были изготовлены компанией из Шэньчжэня (Китай). Министерство юстиции (США) также расширило свои требования о соблю- дении сертификации и соответствии установленным требованиям к импор- ту/экспорту. Примером может служить случай c Vision Tech Components (Флорида, США), дистрибьютором компонентов военного назначения, обвинённым в 2011 году в осуществлении контра- фактной сделки на $16 млн. Предпо- ложительно, компоненты военной категории качества оказались контра- фактными и были произведены в Гон- конге. Это один из первых случаев, ког- да участники контрафактной сделки были арестованы и приговорены к дли- тельному сроку тюремного заключе- ния. Он демонстрирует растущую угро- зу от брокеров, обосновавшихся в США и незаконно импортирующих контра- фактные детали, что делает выявление обмана ещё более сложным [4]. В мае 2012 года в отчёте Сената по исследованию контрафактных элек- тронных компонентов в канале поста- вок Министерства обороны США утверждалось, что 80% дистрибьюто- ров контрафактных компонентов были расположены в США или имели бизнес в США. Двадцать процентов брокеров не имели прямой связи с США и бази- ровались в Канаде или Британии. Эти поставщики редко вызывали подозре- ния во многом благодаря статусу этих стран – военных союзников США. Сле- дователи обнаружили, что едва ли не во всех этих случаях США оказывались перевалочным пунктом для продук- ции из контрафактных центров. Свы- ше 70% всего контрафакта производит- ся в Китае. Наряду с Китаем известными центрами распространения контрафак- та являются Индия, Сингапур иМекси- ка. В отчёте также делается вывод, что устранить приток контрафактных ком- понентов из этих стран крайне затруд- нительно. Для предотвращения проникно- вения контрафактной продукции в электронные системы космической и военной техники, а также в современ- ные электронные системы жизнеобе- спечения в декабре 2012 года Конгресс США принял Закон о национальной обороне NDAA 2012 (National Defense Authorization Act). В разделе 818 этого документа изложены новые требова- ния к Министерству США по обнару- жению контрафактных компонентов, а также по реализации методов оцен- ки рисков, призванных свести к мини- муму возможность использования под- дельной продукции [5]. Отслеживание производителя напрямую Дальнейшая законодательная дея- тельность будет лучше санкциониро- вать принятие жёстких мер в отноше- нии наиболее достойных порицания стран, но обращение к уполномочен- ным дистрибьюторам является наи- лучшим способом гарантирования подлинности сертифицированных электронных компонентов для таких критически важных отраслей промыш- ленности, как оборонная и авиацион- но-космическая. Эти дистрибьюторы работают в соответствии с общеприня- тыми процессами управления и соот- ветствуют стандартам ISO 9001:2015, ISO 14001 (Environmental Management System) и ANSI/ESD 20.20 (Quality Management Standard for Electrostatic Discharge), сертифицированными складскими и транспортными проце- дурами. В наши дни такие авторизованные глобальные дистрибуторы, как Avnet, Arrow, Digi-Key, Mouser Electronics, Future Electronics и др, обладают сер- тифицированной, основанной на стан- дартах инфраструктурой и квалифика- цией, гарантирующих соответствие уникальным потребностям критиче- ски важных отраслей промышленно- сти. Наилучшей защитой от приобре- тения контрафактных деталей является на 100% прозрачная цепочка поставок от первичных производителей, исклю- чающая сопутствующие качеству про- дукции риски надёжности и ответ- ственности. Прозрачность поставок – возможность однозначно установить,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy