Современная электроника №8/2019

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 75 WWW.SOEL.RU СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА ◆ № 8 2019 Г.Р. Кирхгоф (1824–1887) гимназия была основана на базе Глав- ного народного училища, начавшего свою деятельность в 1786 году. К момен- ту, когда в неё был принят А.Г. Столетов, гимназия уже имела почти полувеко- вой опыт в обучении молодых людей. В семи классах гимназии обязатель- ными предметами были русский язык, закон божий, география, история, мате- матика, физика, физическая география, естественная история, немецкий язык, французский язык, черчение и рисова- ние, русское законоведение, а в отделе- нии готовящихся в университет – ещё и латинский язык. Во время учёбы у Сто- летова появился интерес к точным нау- кам, главным образом к физике. Гимназический преподаватель мате- матики и физики Н.Н. Бодров был прекрасным педагогом, творческим, умевшим увлекательно преподнести материал. Уроки физики очень часто сопровождались демонстрационными опытами, показом действующих физи- ческих приборов или их моделей. Его уроки были интересны и содержатель- ны. Физика по-настоящему и надолго увлекла Александра Григорьевича. Ему настолько нравились демонстрируе- мые в гимназии физические опыты, что он старался их повторить в домашних условиях. Мальчик мастерит самодель- ные приборы, пытается строить маши- ны, при помощи несложных и прими- тивных приспособлений показывает своим домашнимфизические опыты, с удовольствием читает книги по физике. В середине июня 1856 года Александр Столетов успешно заканчивает обуче- ние в гимназии. За отличные успехи ему, как и его старшему брату, была присуждена золотая медаль. У ЧЁБА А.Г. С ТОЛЕТОВА В М ОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ И ЗА ГРАНИЦЕЙ Решение Александра Столетова о поступлении в Московский универ- ситет было одобрено его домашними (получение образования в этом учеб- ном заведении становилось их семей- ной традицией), и в середине лета 1856 года он приехал в Москву, где осе- нью того же года стал студентом мате- матического отделения физико-мате- матического факультета Московского университета. Университетская среда того време- ни и сами условия эпохи, с резким обо- стрением противоречий, возникших в стране, нарастанием революционных настроений, вызванных поражением русского самодержавия в Крымской войне, способствовали распростране- нию среди студентов и преподаватель- ского состава революционных взгля- дов, мыслей и идей, заставляли глубже задумываться над животрепещущими социально-политическими проблема- ми, злободневными вопросами, волно- вавшими тогдашнее общество. Не слу- чайно после смерти Николая I сменив- ший его Александр II в марте 1856 года в своей речи, обращённой к предводи- телям московского дворянства, подчер- кнул, что лучше освободить крестьян от крепостной зависимости, нежели ждать, когда они освободятся сами. Складывавшаяся революционная ситуация вынудила царское прави- тельство 5 марта 1861 года обнародо- вать манифест об отмене крепостного права. Это событие привело к быстрому развитию промышленного капитала в России, чему способствовал массовый приток в города на заработки крестьян, вынужденных покидать насиженные места, что было на руку владельцам фабрик и заводов, получивших дешё- вую рабочую силу. Александра Столетова, как и многих его товарищей по университету, конеч- но, интересовали общественно-поли- тические события, разыгрывавшиеся в стенах университета и за его предела- ми, но до поры до времени он не прини- мал в них активного участия. Его пол- ностью поглощали занятия. Отдава- ясь целиком наукам, он стремился как можно лучше, полнее и глубже впи- тать в себя всё то, что провозглашалось с профессорских кафедр. В 1860 году Александр Григорьевич Столетов окон- чил физико-математический факуль- тет Московского университета со зва- нием кандидата [2]. Задолго до этого на него обратил внимание декан факуль- тета профессор Г.Е. Щуровский, кото- рый видел в Столетове человека с неза- урядными способностями, преданно- го науке, серьёзного и трудолюбивого. В Совет университета было подано ходатайство об оставлении Столетова при учебном заведении для подготов- ки к профессорскому званию. В нача- ле сентября 1861 года вышло соответ- ствующее решение. В жизни А.Г. Столе- това начался новый этап. Весной 1862 года на средства стипен- дии, специально предназначенной для научной заграничной командировки на 2 года, А.Г. Столетов, как наиболее энергичный, трудолюбивый, с незау- рядными способностями и хорошим знанием иностранных языков специ- алист, был направлен в Гейдельберг – город, в котором жили и работали такие выдающиеся физики, как Кирхгоф и Гельмгольц. В Гейдельберге Александр Григорье- вич начал посещать лекции по мате- матической физике одного из осно- воположников спектрального анализа Г. Кирхгофа, находившегося в то время на вершине своей славы. Там же Столе- тов слушает лекции Гельмгольца, это- го удивительного по разносторонно- сти своих научных интересов человека. Летом 1863 года А.Г. Столетов отпра- вился в Геттинген, где слушал лекции Вебера, а также Мейера по теоретиче- ской оптике. Через некоторое время Столетов переехал в Берлин. Там он в течение зимы 1863–1864 годов слушал лекции Магнуса, Квинке, Дове и рабо- тал в частной физической лаборато- рии Магнуса. Затем Александр Гри- горьевич решил вернуться в Гейдель- берг к Кирхгофу, который только что открыл физическую лабораторию при университете. В Гейдельберге Столетов, как и пре- жде, слушал лекции Кирхгофа по математической физике и очень мно- го работал под руководством этого учёного в лаборатории физического практикума. Совместная работа сбли- зила их – между ними возникла друж- ба. В Кирхгофе Столетов видел выда- ющегося учёного, обогатившего науку рядом ценных открытий. В своём уче- нике Кирхгоф усмотрел талантливо- го, настойчивого в достижении цели,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy