СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА №1/2016

РЫНОК 8 WWW.SOEL.RU СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА ◆ № 1 2016 Рынок инженерного ПО в России Евгения Василенко, Ассоциация разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» В статье представлен краткий анализ ситуации, сложившейся на рынке инженерного программного обеспечения России на сегодняшний день. Приведён объём продаж ПО, указаны основные игроки рынка PLM, перечислены отечественные решения, названы потребители российского ПО, озвучены меры поддержки отечественных разработчиков. Евгения Василенко (Москва) Россия традиционно сильна в сфе- ре высоких технологий. Однако ситуа- ция сложилась так, что нашвнутренний ИТ-рынок относительно невелик, экс- перты оценивают его в 2–3% от миро- вого. Многие отечественные компа- нии довольно успешно продают свои продукты и в России, и в других стра- нах. Экспорт ПОдостаточно высок, как услуг по заказной разработке, так и тира- жируемых продуктов. Объём экспорта ИТ-разработок из РФ составляет всего $5,4 млрд, из них на долюпродуктов при- ходится 43,5%, а на долю услуг – 56,5%. Что касается внутреннего рынка, то здесь нет чёткой статистики. Соглас- но правительственной стратегии раз- вития ИТ-отрасли, годовой объём про- даж ПО в России составляет 120 млрд руб., а услуг – 150 млрд руб. По данным International Data Corporation (IDC), объём продаж составляет $4,9 млрд. Эксперты сходятся в оценке доли оте- чественных продуктов, которая состав- ляет всего 25% рынка. Если говорить конкретно об инже- нерном программном обеспечении, то следует отметить, что в России суще- ствует хорошая математическая инже- нерная школа, и у нас есть довольно много команд, которые специализи- руются на разработке САПР. В част- ности, в АРПП входит около 100 ком- паний, более 10% из них специализи- руются именно в этой области: ADEM, Csoft Development, SDI Solution, АСКОН, КванторФорм, Нанософт, НТЦ АПМ, НТЦ ГеММа, СИГМА Технология, ТЕСИС, Фидесис, Эремекс. Переходя непосредственно к рын- ку PLM-решений, можно обратиться к данным иностранной консалтинго- вой компании CIMdata. Согласно прове- дённым ею исследованиям, объём рос- сийского рынка PLM составляет более $300 млн. Россия входит в группу лиди- рующих стран с «экономикой PLM» наряду с Бразилией, Китаем, Германи- ей, Индией, Японией, Южной Коре- ей и США. При этом CIMdata считает, что, учитывая заявленные на государ- ственном уровне цели промышленно- го развития страны, мы недоинвести- руем в PLM, и остаётся ещё много задач по автоматизации промышленности. Проведя анализ основных игро- ков российского рынка PLM, CIMdata выделила пять компаний, и среди них есть одна российская – АСКОН. По дан- ным этого исследования, АСКОН зани- мает 17% отечественного рынка PLM- решений. Если посмотреть, что входит в состав решений, мы увидим, что у этой компании сильны компетенции в «сред- них» и «лёгких» MCAD и PDM. В отличие от иностранных производителей, у нас отсутствуют тяжёлые MCAD. В целомже сейчас ни одно российское решение не перекрывает всех задач заказчика. Таким образом, российские вендо- ры успешно конкурируют в привыч- ном для себя сегменте «средних» САПР, а причинами успеха зарубежных лиде- ров рынка является то, что они имеют комплексные сквозные PLM-решения. При этом если рассмотреть отдельно сегменты PLM, мы увидим большое количество российских разработчи- ков, успешно конкурирующих в сво- их нишах. Например, по данным жур- нала «Планета САМ», в сегменте САМ заметны четыре российских решения: Tehtran, Gemma, ADEM и Sprut. Сово- купно названные российские игроки занимают в этом сегменте 17%. При- чём сам рынок САМ, как в России, так и в мире, очень фрагментирован. Объём российского рынка составляет порядка $44 млн. Теперь немного о потребителях это- го ПО. Заказчиков условно можно раз- делить на малые, средние и крупные предприятия. К первым относится 71% от всех машиностроительных пред- приятий, которым принадлежит 21% от общего числа инженерных рабочих мест. Основными особенностями малых предприятий является то, что их бизнес- процессы достаточно просты, а ресурсы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy