СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА №8/2014

ПРИБОРЫ И СИСТЕМЫ 44 WWW.SOEL.RU СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА ◆ № 8 2014 Место и роль датчика движения в системе тахографического контроля В статье дан краткий обзор эволюции схемотехнического исполнения датчиков движения автомобилей. Приведены общие требования к интеллектуальному (цифровому) датчику движения. Определено место и роль датчика движения в российской (гибридной: импульсный датчик движения, плюс цифровое бортовое устройство, плюс смарт-карты) системе тахографического контроля скоростных режимов транспортных средств. Рашит Хафизов (Москва) «Тахограф – прибор для записи изменения скорости вращения вала в зависимости от времени. Тахографы применяются при измерении, контроле и регистрации скорости вращения валов турбин, двигателей внутреннего сгорания, насосов, компрессоров». Большая советская энциклопедия. Чистяков Н.И. Электрические авиационные приборы. М. 1950 г. В ВЕДЕНИЕ Расставив классификационные приз- наки тахографа, как контрольно-изме- рительного прибора, по их приори- тету [1]: от признака «по роду изме- ряемой величины», до признака «по назначению», дадим следующее опи- сание автомобильного тахографа. Ав- томобильный тахограф – это борто- вая контрольная система, обеспечи- вающая определение и регистрацию скоростных режимов движения транс- портного средства на основе сигналов, пропорциональных изменению угло- вой скорости зубчатого ротора выход- ного вала коробки передач и, как след- ствие, режимов труда и отдыха води- телей. В самом общем смысле, бортовая контрольная система автомобильно- го тахографа включает: ● бортовое устройство, осуществля- ющее обработку и регистрацию информации о скорости движения автотранспортного средства, ● чувствительный элемент (датчик движения), вырабатывающий сигна- лы, пропорциональные изменению угловой скорости зубчатого ротора выходного вала коробки передач, ● соединительный кабель, обеспечи- вающий информационное взаимо- действие между датчиком движения и бортовым устройством. Е ДИНАЯ ЛОКАЛЬНАЯ СРЕДА КОМПОНЕНТОВ ТАХОГРАФА Как следует из сформулированного определения, чувствительный элемент (далее будем его называть датчиком движения) является неотъемлемой составляющей автомобильного тахо- графа и в условной последователь- ности перечисления составляющих тахографа (по сложности их схемо- технического исполнения) стоит на втором, после бортового устройства, месте. Однако с точки зрения после- довательности обработки информа- ции и принципов построения кон- трольно-измерительной аппарату- ры, на первое место встанет именно датчик движения, вырабатывающий сигналы, пропорциональные изме- нению угловой скорости зубчато- го ротора выходного вала коробки передач, а бортовое устройство ока- жется на последнем, третьем месте. Фактически датчик движения, явля- ясь неотъемлемой составной частью тахографа, становится его базовым элементом (см. рис. 1). Базовая компоновка автомобиль- ного тахографа (см. рис. 1), как бор- товой контрольной системы, может дополняться (и, как мы увидим далее, дополняется) элементами, расширя- ющими основной функционал тахо- графа. С целью обеспечения достоверно- сти и некорректируемости измеряе- мых и регистрируемых данных о ско- рости движения транспортных средств, европейская система тахографическо- го контроля [2] была поэтапно переве- дена с аналоговых тахографов на циф- ровые. При этом элементы тахографа (в первую очередь датчик движения и бортовое устройство) были осна- щены АЦП, блоками памяти и микро- контроллерами, обеспечивающими взаимную аутентификацию элемен- тов. Кроме того, контрольная систе- ма была дополнена набором средств персонификации (микропроцессор- ными картами), без которых стало невозможно производить какие-либо Рис. 1. Автомобильный тахограф (аналоговый): составные части, определение скорости движения транспортного средства © СТА-ПРЕСС

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy